Добротворцы Югры
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №83 "Жемчужина"
Экологическая/ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ
Стратегия развития дошкольной организации:
mbdou83@yandex.ru
628611, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. Мира, дом 58 г
До 800 млн руб.
Дошкольный возраст характеризуется как важный этап формирования личности ребенка. Детей дошкольного возраста необходимо активно включать в социальную деятельность. Одно из таких направлений - добровольчество, детское волонтерское экодвижение. Разрабатывая проект «Добротворцы Югры», мы хотели, чтобы в ходе его реализации дети научились быть милосердными, ответственными, самостоятельными.
Экологическое воспитание детей нашего дошкольного учреждения включает:
- воспитание гуманного отношения к природе, в т.ч. посредством участия в акциях «Экосбор», «Посади дерево», «Сдай макулатуру - спаси дерево», «Зеленая аллея детского сада», «Елочка зеленая», «В защиту хвойных» и т.д.;
- формирование системы экологических знаний и представлений: просветительско-познавательная акция «Сделаем из мусора красоту»; «Уроки доброты» и т.д.;
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Ведущая педагогическая идея в организации экологического волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, позволяющую воспитанникам самостоятельно выбирать вид, время и место приложения своих добровольческих усилий, активно участвовать в улучшении жизни для других и для себя, создаёт возможности для социализации воспитанников через социальную практику. В современном контексте добровольчество позиционируется не только как труд на благо других, но и как реальная возможность для детей учиться быть гражданином, развивать свои гражданские и лидерские качества, найти им практическое применение, а в конечном итоге своими действиями и своим участием изменять окружающую и свою жизнь к лучшему.
Новизна данной темы состоит в том, что волонтерское движение организовано в дошкольной образовательной организации и предполагает вовлечение в данный процесс всех участников образовательного процесса.
Проект реалзуется с 2019 года, продолжает реализовываться, развиваться дальше, охватывая все большее количество участников.
Ханты-Мансийский автономный округ
Цель экологического волонтёрского движения в ДОУ: привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды, социальная пропаганда при использовании разных форм природоохранных мероприятий на территории нашего ДОУ, города, организованная участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
1. Формировать экологическую культуру дошкольников.
2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды.
3. Вызывать у дошкольников желание охранять окружающий мир.
4. Обеспечить активность каждого ребенка при проведении природоохранных мероприятий.
5. Способствовать созданию условий для формирования основ экологического волонтёрского мировоззрения детей дошкольного возраста.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Создание эковолонтерского отряда в нашем учреждении начиналось с реализации проекта волонтерского движения – «Добротворцы Югры». В состав отряда эковолонтеров вошли дошкольники старшего дошкольного возраста. Экологическое волонтерское движение в детском саду предполагает следующие виды деятельности:
Каждую весну в нашем детском саду проводится традиционная экологическая акция «Сделаем территорию ДОУ красивой», в которую включены мероприятия по озеленению и высадке новых растений на территории сада; в акции принимают участие все сотрудники, воспитанники, и их родители.
В рамках экологической работы проводятся природоохранные акции, имеющие общественное значение и широкий резонанс, они оказывают сильное воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей пропагандой для родителей. Дети – волонтеры провели акцию по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой вырубки к Новому году: «Елочка, живи!», заключительным этапом акции было вручение листовок посетителям ДОУ, изготовленными детьми на занятии с надписью: «Живи, елка!». Регулярные акции по раздельному сбору мусора («Экомусор», «Сделай из мусора красоту», «Добрые крышечки», «Сдай макулатуру – спасибо дерево!».) вносят вклад в сохранение лесов и других ресурсов нашей планеты. Стало уже традицией проведение акций «Покормите птиц зимой!» и «С каждого по зернышку», которые прививают детям любовь ко всему живому. Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».
Волонтерство – активная форма включения родителей в жизнь ДОУ. Узнав от детей о работе волонтерского отряда, группа родителей предложила свою помощь в проведении тематических праздников, в изготовлении птичьих домиков, поделок и т.д. Это послужило идеей дальнейшего развития волонтерского движения в ДОУ, включением в него родителей.
Анализируя опыт образовательной практики – волонтерское движение – планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта, отслеживанием промежуточных результатов работы отряда «Добротворцы Югры». А также немаловажно, чтобы с каждым годом вновь приходящие дети из младших дошкольников в волонтерский отряд были более коммуникабельны, с хорошей познавательной базой и знакомыми с сущностью работы волонтера. Считаем, что главный ресурс технологии волонтерства – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших
к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.
Опыт работы в этом направлении оцениваем, как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения.
Протекающие сегодня в нашем обществе прогрессивные процессы, касающиеся всех сторон жизни, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие, активность, отзывчивость, трудолюбие, умение сочувствовать и сострадать.
Охват: 330 семей воспитанников МАДОУ ДС №83 "Жемчужина", проект распространяется на всю территорию города Нижневартовска. Участники образовательных отношений (педагоги, родители, воспитанники) принимают участие в городских, окружных, всероссийских экологических мероприятиях и акциях.
Участвуя в смежных проектах, мы улучшаем экологическую обстановку в нашей стране, помогая всенародному движению в защите окружающей нас среде.
За период февраль-май 2021 года было собрано и сдано на переработку: пластмассовых крышечек - 7 кг; макулатуры - 1.340 кг;
504 пальчиковых батареек; 102 батарейки типоразмером C/D; 90 Люминесцентных ламп.
За 2020 год сдано: макулатуры – 1 тонна; 380 батареек разного формата; 120 кг металлолома; высажено 25 деревьев и кустарников.
За все время реализации проекта: собрано более 2,3 тонн макулатуры, очищено несколько гектар территории от мусора, посажено более 1000 насаждений (кустарники, цветы), проведено более 5 акций против вырубки хвойных деревьев и т.д.
К сожалению, не всегда можно вычислить в процентном или количественном отношении вклад в сохранении леса, но действия и поступки коллектива МАДОУ совместно с воспитанниками направлены на сохранение и приумножение лесов планеты.
Презентация проекта прилагается.
В перспективе развития проекта "Добротворцы Югры" планируется заключить договор с детским садом №7 "Ягодка" г.Лобня Московской области, по вопросам обмена опытом в проведении различных экологических мероприятий.
Также мы предлагаем провести Всероссийскую акцию «Взаимоозеленение городов». Цель акции: в рамках взаимоозеленение городов России, обратить внимание общественности к качественному проведению работ по посадке деревьев и уходу за ними.
Задачи:
Более подробное описание предложения о проведении акции см. в приложениях к проекту.
Проект может реализовываться в любом образовательном учреждении ( дошкольном, начальном школьном, образовательном, высшем учебном заведении и т.д.). Главное условие - желание помочь Земле сохранить первозданных вид, сохранить природу для будущего наших детей.